Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Особенности логопедической работы при нарушении зрения

Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Коррекционная работа с этой категорией детей должна осуществляться силами логопеда, тифлопедагога и воспитателя. Логопедические занятия должны дифференцироваться с учетом состояния зрительной функции, уровня развития речи детей, способов их восприятия и индивидуальных особенностей.

По определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка.

У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

Наименее выраженные дефекты на первом уровне сформированности речи, отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.

На втором уровне у ребенка ограничен активный словарный запас, есть некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения на втором уровне более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.

На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется одно-двухсловными предложениями. Звукопроизношение нарушено. Фонематический анализ и синтез не сформированы.

На четвертом, самом низком уровне, ребенок говорит отдельными словами, фонематический анализ и синтез не сформированы.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалия на фоне ограниченного словарного запаса.

Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков.

Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка.

Часто возникают проблемы лексико-граматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Работа логопеда с детьми с нарушениями зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности.

Логопед в специальном дошкольном учреждении корректирует произносительную сторону речи, развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка.

В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, ортоптиста, психолога, воспитателя и ряда других специалистов. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

2. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;

3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;

4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов.

Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно.

Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;

5. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

· выбор адекватного фона;

· выбор оптимального цвета;

· постоянное использование указки для уточнения;

· ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;

· педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

· объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;

· непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке).

При организации логопедической работы решаются и специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения:

· обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);

· развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);

· развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);

· стимуляция зрительно-познавательной активности;

· включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);

· развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

Обучение грамоте детей с нарушениями зрения проводится также звуковым аналитико-синтетическим методом и определяет работу с основными элементами языка (предложение – слово – слог – звук).

Однако эта работа имеет ярко выраженную коррекционную направленность.

Дети не только учатся чтению и письму, но и в процессе бесед, наблюдений, экскурсий получают «живые» впечатления об окружающей действительности, обогащающие их словарь и речь в целом.

Важной частью работы логопеда является подготовка детей к обучению грамоте, включающая следующие задачи:

· развитие интереса к занятиям;

· уточнение и расширение представлений об окружающем мире, развитие речи;

· исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха;

· укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков;

· развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

· координация мелких мышц кисти руки.

Формирование навыков звукового анализа начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). В дальнейшем переходят к анализу речи.

Выделение первого и последнего звука, различение гласных и согласных звуков, воспитание фонематического слуха тесно связано с развитием артикуляционного аппарата, так как четкость кинестетических раздражений, их сила создают благоприятные условия для улучшения звукового анализа.

Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга.

Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, упражнения мышц артикуляционного аппарата, исправление произношения, правильное громкое произнесение звуков, слогов, слов, заучивание стихотворений на определенный звук создают основу для преодоления нарушения речи.

Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий направлена на формирование зрительной памяти, умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, располагать предметы в определенном порядке, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо.

На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева.

Во многих пособиях по автоматизации звуков картинки расположены рядами, логопед помогает ребенку найти и назвать нужную картинку, показывает ее указкой.

Для подготовки к обучению грамоте слабовидящим детям нужно уметь производить слоговой и звуковой анализ. Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты – слово «прошагивают», «пропрыгивают».

Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный – гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.

Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 170;

Источник: https://studopedia.net/14_57458_osobennosti-logopedicheskoy-raboti-pri-narushenii-zreniya.html

Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения

Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Дарья Дайнеко
Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения

Нарушения зрения разной степени характерны как для взрослого, так и детского, современного общества.

Патогенез зрения является причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии, если их своевременно не включить в систему коррекционной работы.

Сложная структура развития наблюдается и у детей с патологией зрительного анализатора, поскольку нарушения зрения сочетаются с другими формами аномального развития, в частности с нарушениями речи.

Проблема коррекционно – образовательной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития, в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Соматическое состояние современных детей ослаблено. 99% детского населения России, имеют какие – либо отклонения от нормы.

Проблема снижения зрения в современном обществе очень выражена. Основной причиной послужила развитие телевиденья и всемирная компьютеризация. В настоящее время сузились границы остроты зрения: нормой принято считать остроту зрения в 0,9 – 0,8 единиц.

По результатам последней всероссийской медицинской диспансеризации нарушение зрения занимает второе место. Основной контингент нашего дошкольного учреждения – дети с косоглазием и амблиопией, т. е. с нарушением бинокулярного зрения.

У таких детей отмечаются не только изменения остроты зрения, но и нарушение зрительного восприятия в целом.

В процессе дошкольного обучения и воспитания с такими детьми организуется комплексная коррекционная работа, в которой немаловажное значение принадлежит роли учителя-логопеда. Следует отметить, что нарушения речи отмечается у 90 % таких детей.

Проанализировав литеру различных разделов (педагогики, психологии, анатомии, тифлопедагогики, логопедии) можно отметить несколько авторов,которые занимаются данной проблемой: Литвак Алексей Григорьевич, Волкова Лариса Степановна, Земцова М. И., Плаксина Л. И.

, Лапп Елена Александровна, Нападовская Валентина Леонидовна. В имеющихся методических разработках и рекомендациях отсутствует конкретность и системность работы с детьми данной категории.

Это приводит меня к обобщению и систематизации имеющегося материала различных аспектов педагогики и психологии.

логопедической работы с нормально видящими детьми не всегда соответствует уровню зрительно-речевой патологии детей данной категории.

Поэтому проблема речевого развития детей с нарушениями зрения остаётся актуальной и открытой, что и позволило мне сформулировать тему методической разработки: «Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, в условиях логопедического кабинета».

Целью моей работы является – определить особенности логопедической работы с детьми данной категории в условиях логопедического кабинета, а также обобщить и систематизировать опыт работы.

В соответствии с целью,можно сформулировать следующие задачи:

1. Изучить анатомо-физиологическую, педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме. Обозначить особенности организации обучения детей с амблиопией и косоглазием.

2. Обобщить и систематизировать опыт логопедической работы с детьми с нарушением зрения.

Работа проводилась в течение пяти лет с детьми, имеющими такие нарушения зрения, как амблиопия и косоглазие.

Особенности речевого развития детей с патологией зрениязаключается в следующем:

– недостатки звукопроизношения;

– отставание в формировании речевых навыков;

– медленное накопление языковых средств;

– своеобразие соотнесения слова и образа;

– страдает формирование речедвигательных образов;

– речь маловыразительна;

– слабое использование неязыковых средств общения.

Работапроводится в три этапа:

– подготовительный (установление контакта с ребёнком, обследование речи ребёнка, составление плана работы, подбор необходимого дидактического и речевого материала)

– основной (развитие слухового и зрительного внимания, развитие подвижности артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков, подготовка к обучению грамоте)

– заключительный (закрепление приобретённых навыков правильной речи: в связных высказываниях, в самостоятельной речи, в общении с взрослыми и сверстниками)

Логопедическоевоздействие имеет следующие направления:

– обучение

– воспитание

– коррекция нарушения речи

– компенсация

– адаптация

– профилактика речевых нарушений

В своей работея провожу стандартные виды занятий: фронтальные, логоритмические, подгрупповые, индивидуальные. Основной акцент делаю на индивидуальные занятия так как, именно они дают большой эффект в работе. При составлении конспектов занятий мне приходится учитывать следующие специфические особенности:

– опора на сохранные функции (использование и развитие компенсаторных возможностей других анализаторов: кожного, слухового и обонятельного)

– использование приёмов, направленных на развитие внимания, так как у таких детей недостаточно сформировано произвольное внимание

– чередую периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз

– учитываю зрительный диагноз, зрительную нагрузку и этап лечения

– контролирую дополнительное освещение в кабинете

– информацию располагаю на уровне глаз и на расстоянии 1,5 метра

– использую зрительные гимнастики

– использую подставки в работе с детьми, имеющими косоглазие

– размер и цвет дидактического материала соответствует зрительной нагрузке

– подбор пособий производится с учётом этапа лечения

Эффективность логопедическоговоздействия зависит от следующих факторов:

– степень выраженности дефекта

– возраст ребенка

– соматическое состояние ребенка

особенности психики ребенка

особенности эмоционально – волевой сферы

– влияние микросоциального окружения

– сроки начала логопедической работы и ее продолжительность

– возможность использовать комплексное воздействие

– профессионализм педагога

– связь со специалистами

Именно комплексное лечебно – восстановительное и коррекционно – педагогическое воздействие имеет более эффективный результат. Комплексное воздействие используется во всех видах деятельности. По этому у нас в саду проводится множество комплексных занятий.Моя взаимосвязь с воспитателями и педагогами прослеживается в следующем:

– музыкальный руководитель: разработка и проведение логоритмических занятий, подбор речевого материала к утренникам, разучивание стихов с детьми, проведение поэтических вечеров (нами были проведены поэтические вечера по творчеству таких писателей как : Пушкин, Есенин, Барто, Чуковский и других)

– инструктор по физическому воспитанию: профилактика нарушений осанки и ортопедических нарушений, развитие координации движений, создание картотек физкультурных минуток, дыхательных гимнастик, подвижных игр со словом, картотека речетативов под движения. Двигательные игры и упражнения, игры направленные на ориентировку в пространстве мы используем согласно «Программе специальных образовательных учреждений 4 вида» под редакцией Плаксиной Л. И.

– дефектолог: единое планирование по лексическим темам, разработка комплексов зрительных гимнастик, подбор дидактического материала с учетом зрительной патологии, разработка занятий и длительность зрительной нагрузки (Григорян Л. А.

) с учетом зрительного нарушения. В работе использую зрительные гимнастики таких авторов, как Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., Демирчоглян Г. Г.

Но все зрительные гимнастики необходимо сопровождать художественным словом, подбор которого осуществляет логопед и дефектолог.

– психолог: учитывание психических особенностей детей, особенностей эмоционально – волевой сферы. Ведь детям со зрительной патологией свойственна гиперактивность, имеются расстройства в развитии внимания.

– преподаватель ИЗО: издание журнала «ЁЖ», газета «Первая проба пера» (составление рассказов на основе нарисованного или наоборот рисование на основе составленного рассказа). Так же на занятиях по изодеятельности происходит развитие представлений об окружающем, обогащение активного и пассивного словаря.

– врач офтальмолог: знакомство со зрительными диагнозами вновь поступивших детей, назначение зрительной нагрузку.

– воспитатели: консультации, тетради связи, мини педсоветы, Психолого Медико Педагогический Консилиум, оформление речевых уголков, анкетирование.

Ещё одним немаловажным условием успешной работы является тесное сотрудничество с семьёй.

– индивидуальные занятии в присутствии родителей

– консультации

– поэтические вечера

– день открытых дверей

– анкетирование

Хочется отметить, что комплексная коррекционно-педагогическая работа занимает существенное место во всей системе работы с детьми, имеющими нарушения зрения и речи, в целях компенсации зрительной патологии и подготовки к обучению в школе.

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приёмами обучения, применения специальных средств наглядности.

Для эффективной организации коррекционно-логопедической работыя учитываю следующие аспекты:

– знание характерных отличий;

– имею представление о специфических особенностях развития ребёнка с нарушением зрения;

– свою работу строю с учётом принципов построения коррекционной помощи;

– а также учитываю различные степени тяжести нарушения зрения и речи.

Моя коррекционно-логопедическая работаносить целенаправленный характер и представлять собой следующую систему:

– полное комплексное обследование;

– планирование;

– собственно коррекционно-логопедическое воздействие;

– анализ результатов деятельности;

– взаимодействие с педагогами и с семьёй;

– оптимизация коррекционно-логопедической работы.

График своей работы и расписание занятий составляю в соответствии с требованиями «письма Министерства образования Российской Федерации», с требованиями режима дня для коррекционных групп, и в соответствии с сеткой занятий дошкольного учреждения.

В заключение хотелось отметить, что нарушения речи у данной категории детей своеобразны по выраженности симптоматике и структуре.

Необходимо, чтобы содержание коррекционно – логопедической работы имело специфическую методическую направленность, проводилась дифференцированно и охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности.

Необходимо, чтобы речь стала мощным компенсаторным средством, так как она является показателем умственной деятельности. Чего я и добиваюсь в своей работе.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-osobenosti-logopedicheskoi-raboty-s-detmi-s-narusheniem-zrenija.html

Специфика работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения

Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 компенсирующего вида

Московского района Санкт-Петербурга

ИНТЕГРАЦИЯ КОРРЕКЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ДОУ компенсирующего вида

Учитель-логопед ГБДОУ№6*

Галкина Марина Дмитриевна

Санкт-Петербург

2012 год

ОБЗОР ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИАГНОЗОВ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ

САДАХ IV ВИДА.

Как известно 80% информации человек получает с помощью зрения. В коре головного мозга осуществляется анализ и синтез зрительных ощущений и восприятий, осуществляются ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами, в результате чего происходит восприятие зрительной картинки мира.

Информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся:

– острота зрения (способность различать мелкие детали);

– цветоразличение;

– поле зрения;

– характер зрения и глазодвигательных функций.

Снижение любой из перечисленных функций влечет за собой нарушение зрительного восприятия. Так нарушение функции остроты зрения замедляет процесс узнавания и точность восприятия. Нарушение полей зрения затрудняет целостность восприятия.

Нарушение бинокулярного зрения искажает ориентировку в пространстве, стереоскопическое восприятие.

Нарушение глазодвигательных функций ведет к ограничению в восприятии внешнего мира, снижение скорости и правильности в оценке пространственных отношений.

В коррекционные учреждения IV вида поступают дети, имеющие помимо основного дефекта – зрения, недостатки речевого развития. Осуществлять коррекцию дефектов речи этих детей необходимо с учетом их зрительных особенностей.

Успешному осуществлению логопедической работы способствует знание учителем – логопедом:

– зрительного диагноза детей,

– уровня зрительного восприятия.

– индивидуальных зрительных возможностей ( ВИЗУС)

– этапа лечебно- восстановительного периода.

Работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогике. Безусловно, важным для логопеда является знание основных терминов:

АМБЛИОПИЯ – различные по происхождению формы понижения остроты зрения, не имеющие анатомической основы, причиной которых являются функциональные расстройства зрительного аппарата.

По степени остроты зрения амблиопия может быть:

– слабой (острота зрения 0,8-0,4)

– средней (0,3-0,2)

– высокой (0,1-0,05)

– очень высокой (0,04 и ниже)

Причинами амблиопии являются страбизм и косоглазие.

СТРАБИЗМ – непараллельность оптических осей глаза. В 90% случаях наблюдается снижение остроты зрения.

КОСОГЛАЗИЕ – различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем.Это не только косметический недостаток, но и функциональный, который выражается в снижении остроты зрения косящего глаза.

Косоглазие подразделяют на содружественное ( подвижность глазных яблок не ограничена). Оно может быть постоянным и периодическим, сходящимся и расходящимся. Паралитическое косоглазие (возникает в результате паралича или пореза мышц глаза). Особенность его состоит в частичной или полной неподвижности глаза.

Есть дети с диагнозами: миопия (близорукость), гиперметропия(дальнозоркость), астигматизм, анизометропия, афакия.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ.

У детей с нарушением зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий ЦНС.

Нарушения зрения отрицательно сказываются на:

– нервно-психическом статусе детей,

– снижении двигательной активности,

– нарушении ориентировки в пространстве,

– снижении уровня познавательной деятельности;

И как следствие – нарушение формирования общего речевого статуса.

Общая особенность наших детей – нарушение словесного опосредования. Ребенок правильно называет предмет, но у него нет четких представлений о нем. Формирование речи детей со зрительной депривацией протекает в более сложных условиях, чем у зрячих детей.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалия на фоне ограниченного словарного запаса.

Нечеткость, узость восприятия затрудняет восприятие предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию предметы и буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, неправильно произносят слова.

У детей отмечаются трудности фонетико- фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико- грамматического свойства.

При зрительной работе у детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Недостаточность зрительных представлений детей с амблиопией и косоглазием о предметности окружающего мира связана с трудностями опредмечивания геометрических фигур.

Поэтому логопед в своей работе должен осуществлять коррекционную работу по обогащению зрительных впечатлений об окружающем мире, демонстрируя пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя предметные представления.

При монокулярном характере зрения отмечаются затруднения в усвоении учебного материала, где необходима зрительная ориентировка.

Процесс прослеживания ряда элементов усложнен нарушением глазодвигательных функций, трудностями нахождения объекта в ряду множеств.

Дети затрудняются в классификации и дифференцировке предметов по их общим, отличительным или специфическим свойствам.

В целом можно сказать, что нарушение процесса зрительного восприятия при патологическом характере зрения ребенка осложняет формирование его чувственно-практического опыта. У детей появляется неуверенность в своих силах, отвлекаемость, быстрая утомляемость, нежелание доводить дело до конца.

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПОСТРОЕНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

1.Использование специальной наглядности.

Крупная фронтальная ( до 15-20 см), дифференцированная индивидуальная( от 1 до 5см). Логопеду знать размеры пособий в зависимости от остроты зрения:

0,4————— 2 см

0,2- 0,3——— 2-3 см

0,05-0,1——— 3-4 см

0,01-0,04——- 4-5 см

Необходимо использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие объектов: красный, оранжевый, желтый.

При миопии и катаракте для восприятия картинок должен использоваться темный фон и даваться контрастное изображение предметов. При атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон. Необходимы подставки для соблюдения 45- градусного угла в направлении взора ребенка.

2. Выбор методов и приемов с учетом периода лечения. ( Не только возрастных, индивидуальных возможностей, состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия, уровня развития речи).

Коррекционная логопедическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием осуществляется на фоне лечения, которое носит плеопто-ортопто- хирурго- стереоскопический характер.

Логопеду необходимо знать этапы лечения и строить свою работу с учетом решаемых врачом офтальмологом задач.

Плеоптические упражнения – направлены на повышение зрения амблиопичного глаза.

В этот период лечения наиболее эффективным методом является прямая окклюзия (заклеивание здорового глаза) выключение его из акта зрения на несколько часов, чтобы заставить работать плохо видящий глаз, который вынужден раскрывать все свои возможности.

В этот период рекомендуются игры:

обводка через кальку контурных изображений ( дорисуй по точкам, обведи и заштрихуй, угадай предмет, дорисуй вторую половинку);

– нанизывание бус;

сличение изображений (что неправильно нарисовал художник, парные картинки, найди похожие предметы, что изменилось, найди ошибки);

классификация предметов (найдипохожие предметы, разложи по группам, какой предмет лишний, добавь предмет );

игры – лабиринты ( цветная прогулка, найди дорожку, поймай рыбку, приведи детеныша к маме);

использование электрифицированных игрушек ( сколько огоньков- столько слогов, что ближе, что дальше);

составление разрезанного на части изображения (сложи картинку, составь предмет, сложи предмет из геометрических фигур).

Ортоптические упражнения направлены на развитие бинокулярного зрения, имеют своей целью восстановление способности к слиянию двух изображений в одно и проводятся на аппаратах.

В этот период рекомендуются игры:

составление разрезанного на части изображения (моделирование картины, выложи так же по плану, разложи по рядам и др.);

выделение из фона замаскированного объекта (угадай, кто прячется, узнай предмет, узнай по силуэту, узнай по контуру);

опознание изображения по его части (кто без чего, узнай по детали предмет, найди ошибку, как не бывает, что забыл нарисовать художник);

– опознание перевернутых, зашумленных изображений (узнай и назови, кто здесь спрятался, кто ближе, кто дальше, кто больше увидит и назовет).

Плеопто- ортоптические упражнения– имеют своей целью повышение остроты зрения косящего глаза, обеспечение устойчивой зрительной фиксации, развитие подвижности глаз.

Стереоскопические упражнения применяются, когда восстановилось симметричное положение глаз, и бинокулярное зрение.

В этот период рекомендуются игры:

– упражнения на оценку глубины пространства (колодец, рыбалка, дорожки, чтение с решеткой и др.)

3. Зрительная гимнастика – обязательный элемент коррекционной работы логопеда с детьми, имеющими нарушение зрения. Она проводится несколько раз по 3-5 минут в течение дня в любой деятельности, на занятиях и между ними, на прогулке и обязательно после рассматривания предметов или изображений, штриховки предметов.

4.Индивидуальный и дифференцированный подходс учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития зрительных возможностей ребенка.

5.Создание условий для лучшего зрительного восприятияПравильное рассаживание детей на коррекционных занятиях.

Окклюзия левого глаза – сажают справа от педагога, правого – слева. Детей с расходящимся косоглазием сажают по центру во второй – третий ряды.

Настенная доска размещается на передней стене на расстоянии не менее 2 м от первых парт на уровне глаз детей. На доске размещаются предметы размером 10- 15 см в количестве не более 5-8 штук в зависимости от остроты зрения.

Размещать объекты надо так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности.

6. Создание условий для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

– выбор адекватного фона;

– выбор оптимального цвета;

– постоянное использование указки для уточнении;

– ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;

– педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

– объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;

– непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 минут.

7. Подвижные игры и упражнения– согласуются с врачом офтальмологом и зависят от периода лечения.

При организации логопедической работы решаются специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения:

– обогащение зрительных представлений (рисунки предметов)

– развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение)

– развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предметов)

– стимуляция зрительно-познавательной активности

– включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций

– развитие зрительного восприятия в единстве развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления и речи).

Обучение грамоте детей с нарушением зрения проводится так же звуковым аналитико-синтетическим методом и определяет работу с основными элементами языка (предложения – слово-слог-звук).

8. Взаимосвязь в работе всех специалистов ГДОУ.

Педагогическая и коррекционная деятельность строится на основе совместного планирования с использованием единых лексических тем и разнообразных дидактических игр. Предметная и речевая среда, создаваемая тифлопедагогом, находит продолжение в практике логопеда.

Таким образом, развитие связной речи у детей с амблиопией и косоглазием – очень сложный процесс, требующий целенаправленного, систематического коррекционного, интегрированного воздействия, основная задача которого- социальная адаптация ребенка в обществе.

Источник: https://infourok.ru/specifika-raboty-uchitelya-logopeda-v-dou-dlya-detej-s-narusheniem-zreniya-4134282.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.